Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (IХ класс).

Наименование образовательной программы
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (IХ класс)
Уровень образованияОсновное общее образование
Форма обучения
Очная
Нормативный срок обучения
 9 лет
Государственная аккредитация образовательной программы (при наличии), общественная, профессионально-общественная аккредитация образовательной программы (при наличии), срок их действияБессрочно  Общественная, профессионально-общественная, аккредитация образовательной программы не проводилась
Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование (обучение)
русский
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные образовательной программой
Чтение
Письмо
Математика
Музыка
Пение
Изобразительное искусство 
Человек и общество 
Человек 
Физическая культура 
Хозяйственно-бытовой труд
Ремесло
Коррекция «Социально-бытовая ориентировка»
Занятия по выбору
факультативные занятия «Основы безопасности жизнедеятельности»
Практика, предусмотренная образовательной программой
Не предусмотрено 
Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологийПри реализации образовательной программы используется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
Описание образовательной программы 

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (далее — АООП) разработана с учетом приказа Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п
«Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», программы обучения глубоко умственно отсталых детей (НИИ Дефектологии АПН СССР), программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида / (под ред. В.В. Воронковой), программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (под ред. Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной), программы для 5-9 классов специальных /коррекционных/ учреждений VIII вида (Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС).  АООП предназначена для обучающихся, приступивших к обучению ранее 1 сентября 2016 года, нормативный срок обучения у которых в МБОУ ОШ № 2 города Тюмени (далее – образовательная организация) составляет 9 лет (с 1 по 9 класс).  Содержание АООП представлено учебно-методической документацией (учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы).  АООП разработана с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей обучающихся. Для обеспечения возможности освоения обучающимися АООП, может быть применена сетевая форма ее реализации с использованием ресурсов нескольких организаций, а также при необходимости с использованием ресурсов и иных организаций. В основу разработки АООП заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. В контексте разработки АООП реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу АООП положены следующие принципы: принципы государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся); принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач; принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно или неправильно; хорошо или плохо) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах; онтогенетический принцип; принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста; принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав; принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений; принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; принцип сотрудничества с семьей. Структура АООП включает целевой, содержательный и организационный разделы.  Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование по АООП, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья. АООП, при необходимости индивидуализируется через разработку индивидуального образовательного маршрута (далее — ИОМ), который согласовывается с родителями (законными представителями), рассматривается на заседании психолого-педагогического консилиума (ППк) и утверждается директором образовательной организации. ИОМ учитывает образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью. АООП для обучающихся с умственной отсталостью, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее — ИПРА) в части создания специальных условий получения образования
Информация об учебном плане

Учебный план образовательной организации (далее — учебный план) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Недельный учебный план представлен на 9 класс. Учебная нагрузка в 9 классе рассчитывается исходя из 34 учебных недель. В учебном плане представлены девять образовательных областей, в том числе специальные коррекционные курсы (2 часа), занятия по выбору и факультативные занятия (2 часа).  Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития обучающихся. Хозяйственно-бытовой труд, ремесло позволяют сформировать простейшие трудовые навыки, способность работать в коллективе, что является очень важным условием для дальнейшей социально-трудовой адаптации учащихся.  Факультативные занятия представлены предметом «Основы безопасности жизнедеятельности», при изучении которого учтены психофизические особенности детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, определены два логически взаимосвязанных блока: I блок — «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях», II блок — «Охрана здоровья». Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП образования определяет образовательная организация. При организации образования на основе ИОМ индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться. Так, с учетом учебного плана организация, реализующая АООП, при необходимости для обучающихся составляет ИОМ, в котором определен индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных занятий с указанием объема учебной нагрузки. Различия в индивидуальных учебных планах объясняются разнообразием образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся. В индивидуальных учебных планах обучающихся с наиболее тяжелыми нарушениями развития, как правило, преобладают занятия коррекционной направленности. У обучающихся с менее выраженными нарушениями развития больший объем учебной нагрузки распределится на образовательные области. Некоторые обучающиеся, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в расписании занятий. Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Педагогический работник проводит урок для состава всего класса или для группы обучающихся, а также индивидуальную работу с обучающимся в соответствии с расписанием уроков. Продолжительность индивидуальных занятий не должна превышать 25 мин., фронтальных, групповых и подгрупповых занятий — не более 40 минут. В учебном плане устанавливается количество учебных часов по предметам обучения на единицу обучающихся. Единицей обучающихся считается: один ученик (индивидуальная работа), группа (2 — 3 обучающихся), класс (все обучающиеся класса). Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных возрастных групп связана с необходимостью поэтапного повторения и закрепления формируемых учебных действий, отражает потребность в них «среднего» обучающегося. С учетом расширения знаний и формирующегося опыта к старшему школьному возрасту часы на ряд предметов практического содержания увеличены
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы)
Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности Разговоры о важном
Аннотация к рабочим программам по занятиям по выбору и факультативным занятиям Основы безопасности жизнедеятельности
Аннотация к рабочим программам по коррекции Социально-бытовая ориентировка
Аннотация к рабочим программам по предмету Изобразительное искусство
Аннотация к рабочим программам по предмету Математика
Аннотация к рабочим программам по предмету Музыка, пение
Аннотация к рабочим программам по предмету Письмо
Аннотация к рабочим программам по предмету Ремесло
Аннотация к рабочим программам по предмету Физическая культура
Аннотация к рабочим программам по предмету Хозяйственно-бытовой труд
Аннотация к рабочим программам по предмету Человек
Аннотация к рабочим программам по предмету Человек и общество
Аннотация к рабочим программам по предмету Чтение
Информация о календарном учебном графике
Календарный учебный график определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года: даты начала и окончания учебного года; продолжительность учебного года, четвертей; сроки и продолжительность каникул; сроки проведения промежуточных аттестаций. Календарный учебный график ориентирован на четвертную систему организации учебного года. Календарный учебный график реализации образовательной программы составляется образовательной организацией самостоятельно с учетом требований действующих санитарных правил 
Информация о методических и иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса
Отсутствует 
Информация о численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами0 чел.

Реестровая выписка об аккредитации

АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (IХ класс)


Рабочие программы