#МыВместе
При обучении в образовательной организации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья упор делается на социально-коммуникативное развитие, а также на формирование навыков сотрудничества и взаимодействия со сверстниками. При систематической коррекционно-развивающей, воспитательной работе направленной на формирование произвольности и саморегуляции, социально-приемлемого поведения, расширения поведенческого репертуара, формирования положительных коммуникативных установок – проявления аффективных реакций и нежелательного поведения становится меньше. Обучающиеся учатся контролировать свои эмоции, обучаются способам выражения чувств, с помощью вербальных и невербальных средств сообщают о своих потребностях и нуждах.
С этой целью педагогами-психологами Батищевой Еленой Ярославовной и Учёновой Натальей Михайловной был разработан проект по формированию навыков сотрудничества и взаимодействия у детей с РАС и умственной отсталостью «Мы вместе».
Проект представлен тремя разделами:
- Я и мои возможности. Данный раздел направлен на развитие познавательной, сенсорной сферы учащихся. Все игры, упражнения данного раздела подобраны таким образом, чтобы у обучающихся помимо развития когнитивных способностей формировать навыки взаимодействия, сотрудничества. Все задания выполняются в парах или небольших группах.
- Наши эмоции. Развитие эмоционально-волевой сферы, обучение распознавать собственные и эмоции окружающих, а также их экологично, социально приемлемым способом их выражать.
- Мир общения. Данный раздел направлен на расширение, обогащение социального опыта обучающихся.
Занятия проводятся как в малых группах, так и задействуют всех детей класса.
На начальном этапе проводиться психологическое наблюдение, диагностика, оценка сформированности социально-бытовых, культурных, коммуникативных навыков детей. Следующий этап работы – развитие навыков взаимодействия между детьми в своём классе. Затем между детьми разных классов, разных возрастов.
За сентябрь 2022 в рамках проекта «Мы вместе» было проведено 8 групповых занятий с обучающимися 6В, 8Г и 9Д классов. Ребята с удовольствием включались в групповые формы работы, с интересом выполняли предложенные задания.