Адаптация и диагностика
Наступила осенняя пора. Время сбора урожая, а для детей и родителей время сборов в школу. Школьная пора – прекрасное время! Тут друзья, радость встреч, интересные открытия. Вот и наша школа открыла двери для наших детей. Наш класс, наша дружная команда педагогов ждала своих ребят! С чего начинается учебный год? У всех по-разному, но у нас в классе – это время адаптации и диагностики! Что это, зачем? Если у вас возникают такие вопросы, то отвечу:
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Дети с ОВЗ нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.
Для определения специфики работы с такими детьми важно знать уровень развития ребенка, его зону ближайшего развития. Для этого необходима и важна диагностика детей, которую необходимо проводить педагогам в начале учебного года, чтобы правильно и корректно спланировать работу на учебный год.
Цель проведения диагностики — выявление динамики интеллектуального развития обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, информационное обеспечение оптимизации интеллектуального развития каждого обучающегося с ОВЗ.
Задача диагностических процедур – первичная диагностика обучающихся (определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи).
Диагностики направлены на изучение высших психических функций, лежащих в основе формирования учебных навыков.
Не имея данную информацию, педагог не сможет качественно и верно подобрать программу и методы обучения таких детей, а следовательно, у него не будет возможности реализовать главную цель обучения – создание оптимального психологического режима на уроке, выявление пробелов в знаниях обучающихся и помощь в их ликвидации, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе.