Наименование образовательной программы | Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) |
Уровень образования | Начальное, основное общее образование |
Форма обучения | Очная |
Нормативный срок обучения | 9-10 лет |
Государственная аккредитация образовательной программы (при наличии), общественная, профессионально-общественная аккредитация образовательной программы (при наличии), срок их действия | Бессрочно Общественная, профессионально-общественная, аккредитация образовательной программы не проводилась |
Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование (обучение) | русский |
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные образовательной программой | Русский язык (1 дополнительный, 1-7 классы) Чтение (1 дополнительный, 1-4 классы) Чтение (литературное чтение) (5-7 классы) Речевая практика (1 дополнительный, 1-4 классы) Математика (1 дополнительный, 1-7 классы) Информатика (7 классы) Мир природы и человека (1 дополнительный, 1-4 классы) Природоведение (5-6 классы) Биология (7 классы) География (6-7 классы) Основы социальной жизни (5-7 классы) Мир истории (6 классы) История Отечества (7 классы) Музыка (1 дополнительный, 1-5 классы) Рисование (изобразительное искусство) (1 дополнительный, 1-5 классы) Адаптивная физическая культура (1 дополнительный, 1-7 классы) Ручной труд (1 дополнительный, 1-4 классы) Профильный труд (5-7 классы) Коррекционные занятия «Логопедические занятия» (1 дополнительный, 1-7 классы) Коррекционные занятия «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (1 дополнительный, 1-7 классы) Коррекционные занятия «Ритмика» (1 дополнительный, 1-7 классы) Коррекционные занятия «Дефектологические занятия» (1 дополнительный, 1-7 классы) Внеурочная деятельность «Разговоры о важном» (1 дополнительный, 1-7 классы) Внеурочная деятельность «Ученье с увлеченьем» (1 дополнительный, 1-7 классы) |
Практика, предусмотренная образовательной программой | Не предусмотрено |
Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | При реализации образовательной программы используется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии |
Описание образовательной программы | Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее — АООП УО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее — Стандарт), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35850), федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) (далее – ФАООП УО (вариант 1)), утвержденной приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2022 N 71930). Содержание АООП УО представлено учебно-методической документацией (учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы), определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). АООП адаптируется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, включает несколько учебных планов, которые формируются с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК). АООП реализуется в МБОУ ОШ № 2 города Тюмени в отдельных классах. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей обучающихся. Для обеспечения возможности освоения обучающимися АООП, может быть применена сетевая форма ее реализации с использованием ресурсов нескольких организаций, а также при необходимости с использованием ресурсов и иных организаций. В основу разработки АООП УО заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. В контексте разработки АООП УО реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу АООП УО положены следующие принципы: принципы государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся); принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач; принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно или неправильно; хорошо или плохо) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах; онтогенетический принцип; принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста; принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав; принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений; принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; принцип сотрудничества с семьей. Структура АООП УО включает целевой, содержательный и организационный разделы в соответствии с требованиями Стандарта. Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает в пролонгированные сроки образование по АООП УО (варианты 1), которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья. АООП УО (вариант 1), при необходимости индивидуализируется (специальная индивидуальная программа развития; далее — СИПР), в ней может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальных, учитывающих образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью. АООП для обучающихся с умственной отсталостью, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее — ИПРА) в части создания специальных условий получения образования. Определение вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации |
Информация об учебном плане | Учебный план образовательной организации (далее — учебный план) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Недельный учебный план представлен по этапам обучения: 1 этап — I — IV или I дополнительный, I — IV классы; 2 этап — V — IX классы. Срок обучения по АООП в образовательной организации составляет 9 — 10 лет. Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I дополнительном и в I классе и 34 учебных недели в году со II по IX класс. Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов на 1 этапе обучения (I — IV или I дополнительный, I — IV класс), 5066 академических часов на 2 этапе обучения (V — IX класс). На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться для обучающихся с умственной отсталостью разных нозологических групп и определяется в соответствии с представленными ниже учебными планами. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью: формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционно-развивающими занятиями). Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из часов внеурочной деятельности. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей, и составляет суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов включают обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027 г. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой |
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы) | Аннотация к рабочим программам «Русский язык» (1 дополнительный, 1-7 классы) Аннотация к рабочим программам «Чтение» (1 дополнительный, 1-4 классы) Аннотация к рабочим программам «Чтение (литературное чтение)» (5-7 классы) Аннотация к рабочим программам «Речевая практика» (1 дополнительный, 1-4 классы) Аннотация к рабочим программам «Математика» (1 дополнительный, 1-7 классы) Аннотация к рабочим программам «Информатика» (7 классы) Аннотация к рабочим программам «Мир природы и человека» (1 дополнительный, 1-4 классы) Аннотация к рабочим программам «Природоведение» (5-6 классы) Аннотация к рабочим программам «Биология» (7 классы) Аннотация к рабочим программам «География» (6-7 классы) Аннотация к рабочим программам «Основы социальной жизни» (5-7 классы) Аннотация к рабочим программам «Мир истории» (6 классы) Аннотация к рабочим программам «История Отечества» (7 классы) Аннотация к рабочим программам «Музыка» (1 дополнительный, 1-5 классы) Аннотация к рабочим программам «Рисование (изобразительное искусство)» (1 дополнительный, 1-5 классы) Аннотация к рабочим программам «Адаптивная физическая культура» (1 дополнительный, 1-7 классы) Аннотация к рабочим программам «Ручной труд» (1 дополнительный, 1-4 классы) Аннотация к рабочим программам «Профильный труд» (5-7 классы) Аннотация к рабочим программам по коррекционным занятиям «Логопедические занятия» (1 дополнительный, 1-7 классы) Аннотация к рабочим программам по коррекционным занятиям «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (1 дополнительный, 1-7 классы) Аннотация к рабочим программам по коррекционным занятиям «Ритмика» (1 дополнительный, 1-7 классы) Аннотация к рабочим программам по коррекционным занятиям «Дефектологические занятия» (1 дополнительный, 1-7 классы) Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (1 дополнительный, 1-7 классы) Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности «Ученье с увлеченьем» (1 дополнительный, 1-7 классы) |
Информация о календарном учебном графике | Календарный учебный график определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года: даты начала и окончания учебного года; продолжительность учебного года, четвертей; сроки и продолжительность каникул; сроки проведения промежуточных аттестаций. Календарный учебный график ориентирован на четвертную систему организации учебного года. Календарный учебный график реализации образовательной программы составляется образовательной организацией самостоятельно с учетом требований действующих санитарных правил |
Информация о методических и иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса | Отсутствует |
Информация о численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами | 1 чел. |
АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Аннотации к рабочим программам
- Аннотация к рабочим программам по предмету Изобразительное искусство
- Аннотация к рабочим программам по предмету Математика
- Аннотация к рабочим программам по предмету Мир природы и человека
- Аннотация к рабочим программам по предмету Музыка
- Аннотация к рабочим программам по предмету Речевая практика
- Аннотация к рабочим программам по предмету Русский язык
- Аннотация к рабочим программам по предмету Ручной труд
- Аннотация к рабочим программам по предмету Физическая культура
- Аннотация к рабочим программам по предмету Чтение
Рабочие программы
- Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство 1 дополнительный класс
- Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство 1 класс
- Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство 2 класс
- Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство 3 класс
- Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство 4 класс
- Рабочая программа по предмету Математика 1 дополнительный класс
- Рабочая программа по предмету Математика 1 класс
- Рабочая программа по предмету Математика 2 класс
- Рабочая программа по предмету Математика 3 класс
- Рабочая программа по предмету Математика 4 класс
- Рабочая программа по предмету Мир природы и человека 1 дополнительный класс
- Рабочая программа по предмету Мир природы и человека 1 класс
- Рабочая программа по предмету Мир природы и человека 2 класс
- Рабочая программа по предмету Мир природы и человека 3 класс
- Рабочая программа по предмету Мир природы и человека 4 класс
- Рабочая программа по предмету Музыка 1 дополнительный класс
- Рабочая программа по предмету Музыка 1 класс
- Рабочая программа по предмету Музыка 3 класс
- Рабочая программа по предмету Музыка 4 класс
- Рабочая программа по предмету Речевая практика 1 дополнительный класс
- Рабочая программа по предмету Речевая практика 1 класс
- Рабочая программа по предмету Речевая практика 2 класс
- Рабочая программа по предмету Речевая практика 3 класс
- Рабочая программа по предмету Речевая практика 4 класс
- Рабочая программа по предмету Ритмика 3 класс
- Рабочая программа по предмету Русский язык 1 дополнительный класс
- Рабочая программа по предмету Русский язык 1 класс
- Рабочая программа по предмету Русский язык 2 класс
- Рабочая программа по предмету Русский язык 3 класс
- Рабочая программа по предмету Русский язык 4 класс
- Рабочая программа по предмету Ручной труд 1 дополнительный класс
- Рабочая программа по предмету Ручной труд 1 класс
- Рабочая программа по предмету Ручной труд 2 класс
- Рабочая программа по предмету Ручной труд 3 класс
- Рабочая программа по предмету Ручной труд 4 класс
- Рабочая программа по предмету Физическая культура 1 дополнительный класс
- Рабочая программа по предмету Физическая культура 1 класс
- Рабочая программа по предмету Физическая культура 2 класс
- Рабочая программа по предмету Физическая культура 3 класс
- Рабочая программа по предмету Физическая культура 4 класс
- Рабочая программа по предмету Чтение 1 дополнительный класс
- Рабочая программа по предмету Чтение 1 класс
- Рабочая программа по предмету Чтение 2 класс
- Рабочая программа по предмету Чтение 3 класс
- Рабочая программа по предмету Чтение 4 класс
- Рабочая программа по предмету Музыка 2 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности
- Рабочая программа внеурочной деятельности Зожики 1 дополнительный, 1-4 классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности Разговоры о важном 1 дополнительный, 1-4 классы
Коррекционная область, предусмотренная учебным планом, реализуется специалистами психолого-педагогического, логопедического и дефектологического сопровождения через коррекционно-развивающие программы, которые составлены на основании примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) (одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20), с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.