Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.3)

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.3)

Наименование образовательной программы
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.3) 
Уровень образованияНачальное общее образование
Форма обученияОчная
Нормативный срок обучения6 лет
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), общественной, профессионально-общественной аккредитации образовательной программы (при наличии общественной, профессионально-общественной аккредитации)23.12.2015-22.06.2024
Общественная, профессионально-общественная, аккредитация образовательной программы не проводилась
Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование (обучение)русский
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные образовательной программой
Учебные предметы  Русский язык Чтение Речевая практика Математика Мир природы и человека Музыка Рисование  Физическая культура Ручной труд Коррекционно-развивающая область Формирование коммуникативного поведения Музыкально-ритмические занятия Социально-бытовая ориентировка Развитие познавательной деятельности Внеурочная деятельность Нравственное направление «Азбука добра» Социальное направление «Я познаю мир» Общекультурное направление «Карусель» Спортивно-оздоровительное направление «Здоровейка»
Практика, предусмотренная образовательной программойНе предусмотрена
Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологийИспользуется 
Описание образовательной программы 

Адаптированная основная образовательная программа (АООП) начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) ― это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.  АООП начального общего образования обучающихся с РАС определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации. Основная образовательная программа начального общего образования детей с РАС состоит из двух частей: — обязательной части; — части, формируемой участниками образовательных отношений. Соотношение частей и их объем определяется ФГОС начального общего образования детей с РАС. В структуре АООП НОО детей с РАС представлены: 1. Целевой раздел, включающий:  — пояснительную записку, в которой раскрываются:  цель реализации АООП;  принципы и подходы к формированию АООП; общая характеристика АООП НОО; психолого-педагогическая характеристика обучающихся с РАС; особые образовательные потребности обучающихся с РАС;   — планируемые результаты освоения обучающимися варианта адаптированной основной образовательной программы начального общего образования; — систему оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО. 2. Содержательный раздел, включающий:  ― программу формирования универсальных (базовых) учебных действий; — программу отдельных учебных предметов; — программу духовно-нравственного развития обучающихся; — программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; — программу внеурочной деятельности; — направления и содержание программы коррекционной работы. 3. Организационный раздел, содержащий: — учебный план; — систему  специальных условий реализации АООП НОО обучающихся с РАС (кадровые, финансовые, материально-технические условия). В основу разработки АООП НОО обучающихся с РАС заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра направлена на овладение ими учебной деятельностью, и формирование у них общей культуры, разностороннее развитие их личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Вариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными  легкой умственной отсталостью, обучаясь по адаптированной основной общеобразовательной программе общего образования, получает образование к моменту завершения школьного обучения, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений здоровья, и в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом. В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант АООН предполагает постепенное включение детей в образовательный процесс за счет организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет.  Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.  АООП создается на основе Стандарта и при необходимости индивидуализируется. К АООП с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы. Вариант 8.3. реализуется совместно с другими обучающимися. МБОУ ОШ №2 города Тюмени обеспечивает требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с РАС в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними. Определение варианта АООП для обучающихся с РАС осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Информация об учебном плане

Учебный план рассчитан на 6 лет: подготовительные (I классы) ―  IV класс.   В учебном плане представлены шесть предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. В обязательную часть учебного плана в младших классах (дополнительные (1-е классы)- 4 класс) входят следующие предметы: Русский язык, Чтение, Речевая практика, Математика, Мир природы и человека, Рисование, Музыка, Ручной труд, Физическая культура.  Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.  Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями: «Формирование коммуникативного поведения», «Музыкально-ритмические занятия», «Социально-бытовая ориентировка», «Развитие познавательной деятельности». Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. МБОУ ОШ №2 города Тюмени предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП ОО определяет МБОУ ОШ №2 города Тюмени.
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы)Аннотация к рабочим программам представляет собой краткую характеристику документа, которая дается в произвольной форме, отражает содержание, назначение, формы, виды и особенности программы. 
Информация о календарном учебном графике
Календарный учебный график является составной частью образовательной программы МБОУ ОШ №2 города Тюмени, осуществляющей образовательную деятельность.  Календарный учебный график определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года.  Календарный учебный график содержит следующую информацию: -сроки начала и окончания учебного года, -продолжительность учебного года в 1-х классах (33 недели), во 2-х — 9-х классах (34 недели). -регламентирование образовательного процесса на учебный год  -сроки проведения промежуточной аттестации 
Информация о методических и иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процессаНе разработаны 
Информация о численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами0 обучающихся, являющихся иностранными гражданами

АООП Вариант 8.3


Аннотации к рабочим программам

Рабочие программы

Рабочие программы внеурочной деятельности

Коррекционная область, предусмотренная учебным планом, реализуется специалистами психолого-педагогического, логопедического и дефектологического сопровождения через коррекционно-развивающие программы, которые составлены на основании примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС НОО образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) (одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20), с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.