Наименование образовательной программы | Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.3) |
Уровень образования | Начальное общее образование |
Форма обучения | Очная |
Нормативный срок обучения | 6 лет |
Государственная аккредитация образовательной программы (при наличии), общественная, профессионально-общественная аккредитация образовательной программы (при наличии), срок их действия | 23.12.2015-22.06.2024 Общественная, профессионально-общественная, аккредитация образовательной программы не проводилась |
Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование (обучение) | русский |
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные образовательной программой | Русский язык Чтение Речевая практика Математика Мир природы и человека Музыка Рисование Физическая культура (Адаптивная физическая культура) Труд (технология) Коррекционные занятия «Формирование коммуникативного поведения» Коррекционные занятия «Музыкально-ритмические занятия» Коррекционные занятия «Социально-бытовая ориентировка» Коррекционные занятия «Развитие познавательной деятельности» Внеурочная деятельность «Разговоры о важном» Внеурочная деятельность «Ученье с увлеченьем» |
Практика, предусмотренная образовательной программой | Не предусмотрено |
Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | При реализации образовательной программы используется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии |
Описание образовательной программы | Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.3) (далее — АООП НОО (вариант 8.3) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35847), федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 N 72654). Содержание АООП НОО (вариант 8.3) представлено учебно-методической документацией (учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы), определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования уровня начального общего образования, планируемые результаты освоения образовательной программы. АООП НОО (вариант 8.3) разработана с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся конкретной нозологической группы и обеспечивает освоение содержания образования, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО (вариант 8.3) обучающихся, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации, абилитации инвалида (далее — ИПРА) в части создания специальных условий получения образования и обеспечения психолого-педагогической помощи, в том числе психолого-педагогической реабилитации и абилитации. АООП НОО (вариант 8.3) включает три раздела: целевой, содержательный, организационный: Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО (вариант 8.3), а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел АООП НОО (вариант 8.3) включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО (вариант 8.3); систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 8.3). Содержательный раздел АООП НОО (вариант 8.3) включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов: рабочие программы учебных предметов; программу коррекционной работы; рабочую программу воспитания. Рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 8.3) и разработаны на основе требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к результатам освоения программы начального общего образования. Рабочая программа воспитания направлена на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Организационный раздел АООП НОО (вариант 8.3) определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации программы начального общего образования и включает: учебный план; календарный учебный график; календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся образовательной организацией или в которых образовательная организация принимает участие в учебном году или периоде обучения. В основу формирования АООП НОО (вариант 8.3) положены следующие принципы: а) принципы государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников); б) принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; в) принцип коррекционной направленности образовательного процесса; г) принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; д) онтогенетический принцип; е) принцип преемственности, предполагающий при проектировании ФАОП НОО ориентировку на ФАОП основного общего образования обучающихся с ОВЗ, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ОВЗ; ж) принцип целостности содержания образования; з) принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; и) принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; к) принцип сотрудничества с семьей; л) принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объем учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296), действующими до 1 марта 2027 г. (далее — Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующими до 1 января 2027 г. (далее — Санитарно-эпидемиологические требования) |
Информация об учебном плане | Учебный план, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционно-развивающей области, внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС начального общего образования обучающихся с РАС, АООП НОО для обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. Учебный план обеспечивает возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном языке, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО для обучающихся с РАС, и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования: формирование гордости за свою страну, приобщение к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; готовность обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью к продолжению образования в последующие годы; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося с РАС в соответствии с его индивидуальностью; минимизацию негативного влияния нарушений на развитие обучающегося и профилактику возникновения вторичных отклонений. Образовательная организация самостоятельна в выборе видов деятельности по каждому предмету, курсу коррекционно-развивающей области (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии). Обязательная часть содержит перечень учебных предметов. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, включает: факультативные курсы, обеспечивающие реализацию индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью; внеурочную деятельность, реализующуюся посредством таких направлений работы как духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное и обеспечивающую личностное развитие обучающихся с РАС; коррекционно-развивающую область, коррекционные курсы которой направлены на минимизацию негативного влияния расстройств аутистического спектра на результат обучения и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии. Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы: «Формирование коммуникативного поведения», «Музыкально-ритмические занятия», «Социально-бытовая ориентировка», «Развитие познавательной деятельности», которые являются обязательными и проводятся в форме групповых и индивидуальных коррекционных занятий. Образовательная организация вправе самостоятельно определять технологии, способы организации деятельности обучающихся в процессе освоения курсов коррекционно-развивающей области. Часы коррекционно-развивающей области не входят в предельно допустимую учебную нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-образовательную область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований). Набор учебных предметов, их соотношение по годам обучения предусматривает оптимальную нагрузку обучающихся на каждом году обучения, обеспечивает качественное усвоение учебных предметов. Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционно-образовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) и определяется приказом образовательной организации (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований) |
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы) | Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности Разговоры о важном Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности Учение с увлечением Аннотация к рабочим программам по коррекционным занятиям Музыкально-ритмические занятия Аннотация к рабочим программам по коррекционным занятиям Развитие познавательной деятельности Аннотация к рабочим программам по коррекционным занятиям Социально-бытовая ориентировка Аннотация к рабочим программам по коррекционным занятиям Формирование коммуникативного поведения Аннотация к рабочим программам по предмету Математика Аннотация к рабочим программам по предмету Мир природы и человека Аннотация к рабочим программам по предмету Музыка Аннотация к рабочим программам по предмету Речевая практика Аннотация к рабочим программам по предмету Рисование Аннотация к рабочим программам по предмету Русский язык Аннотация к рабочим программам по предмету Труд (технология) Аннотация к рабочим программам по предмету Физическая культура (Адаптивная физическая культура) Аннотация к рабочим программам по предмету Чтение |
Информация о календарном учебном графике | Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям. Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по 5-дневной учебной неделе, в субботу возможна организация и проведение занятий в рамках внеурочной деятельности. Продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет 34 недели, в 1 дополнительном и 1 классе — 33 недели. С целью профилактики переутомления в федеральном календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул составляет не менее 7 календарных дней. Продолжительность учебных четвертей составляет: 1 четверть — 8 учебных недель (для 1 дополнительных и 1 — 4 классов); 2 четверть — 8 учебных недель (для 1 дополнительных и 1 — 4 классов); 3 четверть — 10 учебных недель (для 2 — 4 классов), 9 учебных недель (для 1 дополнительных и 1 классов); 4 четверть — 8 учебных недель (для 1 дополнительных и 1 — 4 классов). Продолжительность каникул составляет: по окончании 1 четверти (осенние каникулы) — 9 календарных дней (для 1 дополнительных и 1 — 4 классов); по окончании 2 четверти (зимние каникулы) — 9 календарных дней (для 1 дополнительных и 1 — 4 классов); дополнительные каникулы — 9 календарных дней (для 1 дополнительных и 1 классов); по окончании 3 четверти (весенние каникулы) — 9 календарных дней (для 1 дополнительных и 1 — 4 классов); по окончании учебного года (летние каникулы) — не менее 8 недель. Продолжительность урока не превышает 40 минут. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 3 урока) – 20 минут. Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна составлять не менее 20 — 30 минут, за исключением обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых осуществляется по СИПР. Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной Гигиеническими нормативами. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся 1-х дополнительных и 1-х классов — не должен превышать 4 уроков и один раз в неделю — 5 уроков, за счет урока физической культуры; для обучающихся 2 — 4 классов — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры. Обучение в 1 дополнительном и 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену, обучение в первом полугодии: в сентябре — октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре — декабре — по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе — мае — по 4 урока в день по 40 минут каждый; в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут; предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров). Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не позднее 19 часов. Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо организовывать перерыв продолжительностью не менее 20 минут. Календарный учебный график реализации образовательной программы составляется образовательной организацией самостоятельно с учетом требований действующих санитарных правил и мнения участников образовательных отношений и определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года. Календарный учебный график ориентирован на четвертную систему организации учебного года |
Информация о методических и иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса | Отсутствует |
Информация о численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами | 0 чел. |
Реестровая выписка об аккредитации
АООП НОО для обучающихся с РАС с лёгкой УО (ИН) (вариант 8.3)
Рабочие программы внеурочной деятельности
- Рабочая программа внеурочной деятельности Разговоры о важном 1 доп., 1-4 классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности Учение с увлечением 1 дополнительный класс
- Рабочая программа внеурочной деятельности Учение с увлечением 1 класс
- Рабочая программа внеурочной деятельности Учение с увлечением 2 класс
- Рабочая программа внеурочной деятельности Учение с увлечением 3 класс
- Рабочая программа внеурочной деятельности Учение с увлечением 4 класс
Рабочие программы
- Рабочая программа по коррекционному курсу Социально-бытовая ориентировка 1 дополнительный, 1-4 классы
- Рабочая программа по предмету Математика 1 дополнительный класс
- Рабочая программа по предмету Математика 1 класс
- Рабочая программа по предмету Математика 2 класс
- Рабочая программа по предмету Математика 3 класс
- Рабочая программа по предмету Математика 4 класс
- Рабочая программа по предмету Мир природы и человека 1 дополнительный класс
- Рабочая программа по предмету Мир природы и человека 1 класс
- Рабочая программа по предмету Мир природы и человека 2 класс
- Рабочая программа по предмету Мир природы и человека 3 класс
- Рабочая программа по предмету Мир природы и человека 4 класс
- Рабочая программа по предмету Музыка 1 дополнительный класс
- Рабочая программа по предмету Музыка 1 класс
- Рабочая программа по предмету Музыка 2 класс
- Рабочая программа по предмету Музыка 3 класс
- Рабочая программа по предмету Музыка 4 класс
- Рабочая программа по предмету Речевая практика 1 дополнительный класс
- Рабочая программа по предмету Речевая практика 1 класс
- Рабочая программа по предмету Речевая практика 2 класс
- Рабочая программа по предмету Речевая практика 3 класс
- Рабочая программа по предмету Речевая практика 4 класс
- Рабочая программа по предмету Рисование 1 дополнительный класс
- Рабочая программа по предмету Рисование 1 класс
- Рабочая программа по предмету Рисование 2 класс
- Рабочая программа по предмету Рисование 3 класс
- Рабочая программа по предмету Рисование 4 класс
- Рабочая программа по предмету Русский язык 1 дополнительный класс
- Рабочая программа по предмету Русский язык 1 класс
- Рабочая программа по предмету Русский язык 2 класс
- Рабочая программа по предмету Русский язык 3 класс
- Рабочая программа по предмету Русский язык 4 класс
- Рабочая программа по предмету Труд (Технология) 4 класс
- Рабочая программа по предмету Труд (технология) 1 дополнительный класс
- Рабочая программа по предмету Труд (технология) 1 класс
- Рабочая программа по предмету Труд (технология) 2 класс
- Рабочая программа по предмету Труд (технология) 3 класс
- Рабочая программа по предмету Физическая культура (Адаптивная физическая культура) 1 дополнительный класс
- Рабочая программа по предмету Физическая культура (Адаптивная физическая культура) 1 класс
- Рабочая программа по предмету Физическая культура (Адаптивная физическая культура) 3 класс
- Рабочая программа по предмету Физическая культура (Адаптивная физическая культура) 4 класс
- Рабочая программа по предмету Физическая культура Адаптивная физическая культура 2 класс
- Рабочая программа по предмету Чтение 1 дополнительный класс
- Рабочая программа по предмету Чтение 1 класс
- Рабочая программа по предмету Чтение 2 класс
- Рабочая программа по предмету Чтение 3 класс
- Рабочая программа по предмету Чтение 4 класс
Коррекционная область, предусмотренная учебным планом, реализуется специалистами психолого-педагогического, логопедического и дефектологического сопровождения через коррекционно-развивающие программы, которые составлены на основании примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС НОО образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) (одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20), с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.