Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.3)
Наименование образовательной программы | Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.3) |
Уровень образования | Начальное общее образование |
Форма обучения | Очная |
Нормативный срок обучения | 6 лет |
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), общественной, профессионально-общественной аккредитации образовательной программы (при наличии общественной, профессионально-общественной аккредитации) | 23.12.2015-22.06.2024 Общественная, профессионально-общественная, аккредитация образовательной программы не проводилась |
Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование (обучение) | русский |
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные образовательной программой | Учебные предметы Русский язык Чтение Речевая практика Математика Мир природы и человека Музыка Рисование Физическая культура Ручной труд Коррекционно-развивающая область Формирование коммуникативного поведения Музыкально-ритмические занятия Социально-бытовая ориентировка Развитие познавательной деятельности Внеурочная деятельность Нравственное направление «Азбука добра» Социальное направление «Я познаю мир» Общекультурное направление «Карусель» Спортивно-оздоровительное направление «Здоровейка» |
Практика, предусмотренная образовательной программой | Не предусмотрена |
Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | Используется |
Описание образовательной программы | Адаптированная основная образовательная программа (АООП) начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) ― это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП начального общего образования обучающихся с РАС определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации. Основная образовательная программа начального общего образования детей с РАС состоит из двух частей: — обязательной части; — части, формируемой участниками образовательных отношений. Соотношение частей и их объем определяется ФГОС начального общего образования детей с РАС. В структуре АООП НОО детей с РАС представлены: 1. Целевой раздел, включающий: — пояснительную записку, в которой раскрываются: цель реализации АООП; принципы и подходы к формированию АООП; общая характеристика АООП НОО; психолого-педагогическая характеристика обучающихся с РАС; особые образовательные потребности обучающихся с РАС; — планируемые результаты освоения обучающимися варианта адаптированной основной образовательной программы начального общего образования; — систему оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО. 2. Содержательный раздел, включающий: ― программу формирования универсальных (базовых) учебных действий; — программу отдельных учебных предметов; — программу духовно-нравственного развития обучающихся; — программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; — программу внеурочной деятельности; — направления и содержание программы коррекционной работы. 3. Организационный раздел, содержащий: — учебный план; — систему специальных условий реализации АООП НОО обучающихся с РАС (кадровые, финансовые, материально-технические условия). В основу разработки АООП НОО обучающихся с РАС заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра направлена на овладение ими учебной деятельностью, и формирование у них общей культуры, разностороннее развитие их личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Вариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью, обучаясь по адаптированной основной общеобразовательной программе общего образования, получает образование к моменту завершения школьного обучения, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений здоровья, и в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом. В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант АООН предполагает постепенное включение детей в образовательный процесс за счет организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. АООП создается на основе Стандарта и при необходимости индивидуализируется. К АООП с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы. Вариант 8.3. реализуется совместно с другими обучающимися. МБОУ ОШ №2 города Тюмени обеспечивает требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с РАС в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними. Определение варианта АООП для обучающихся с РАС осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. |
Информация об учебном плане | Учебный план рассчитан на 6 лет: подготовительные (I классы) ― IV класс. В учебном плане представлены шесть предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. В обязательную часть учебного плана в младших классах (дополнительные (1-е классы)- 4 класс) входят следующие предметы: Русский язык, Чтение, Речевая практика, Математика, Мир природы и человека, Рисование, Музыка, Ручной труд, Физическая культура. Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями: «Формирование коммуникативного поведения», «Музыкально-ритмические занятия», «Социально-бытовая ориентировка», «Развитие познавательной деятельности». Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. МБОУ ОШ №2 города Тюмени предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП ОО определяет МБОУ ОШ №2 города Тюмени. |
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы) | Аннотация к рабочим программам представляет собой краткую характеристику документа, которая дается в произвольной форме, отражает содержание, назначение, формы, виды и особенности программы. |
Информация о календарном учебном графике | Календарный учебный график является составной частью образовательной программы МБОУ ОШ №2 города Тюмени, осуществляющей образовательную деятельность. Календарный учебный график определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года. Календарный учебный график содержит следующую информацию: -сроки начала и окончания учебного года, -продолжительность учебного года в 1-х классах (33 недели), во 2-х — 9-х классах (34 недели). -регламентирование образовательного процесса на учебный год -сроки проведения промежуточной аттестации |
Информация о методических и иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса | Не разработаны |
Информация о численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами | 0 обучающихся, являющихся иностранными гражданами |
Аннотации к рабочим программам
- Аннотация к рабочим программам по предмету Математика
- Аннотация к рабочим программам по предмету Мир природы и человека
- Аннотация к рабочим программам по предмету Музыка
- Аннотация к рабочим программам по предмету Речевая практика
- Аннотация к рабочим программам по предмету Рисование
- Аннотация к рабочим программам по предмету Русский язык
- Аннотация к рабочим программам по предмету Ручной труд
- Аннотация к рабочим программам по предмету Физическая культура
- Аннотация к рабочим программам по предмету Чтение
Рабочие программы
- Рабочая программа по коррекционному курсу Социально-бытовая ориентировка 1 дополнительного класса 2 года обучения
- Рабочая программа по предмету Математика 1 дополнительного класса 1 года обучения
- Рабочая программа по предмету Математика 1 дополнительного класса 2 года обучения
- Рабочая программа по предмету Математика 1 класс
- Рабочая программа по предмету Математика 2 класс
- Рабочая программа по предмету Математика 3 класс
- Рабочая программа по предмету Математика 4 класс
- Рабочая программа по предмету Мир природы и человека 1 дополнительного класса 1 года обучения
- Рабочая программа по предмету Мир природы и человека 1 дополнительного класса 2 года обучения
- Рабочая программа по предмету Мир природы и человека 1 класс
- Рабочая программа по предмету Мир природы и человека 2 класс
- Рабочая программа по предмету Мир природы и человека 3 класс
- Рабочая программа по предмету Мир природы и человека 4 класс
- Рабочая программа по предмету Музыка 1 дополнительного класса 1 года обучения
- Рабочая программа по предмету Музыка 1 дополнительного класса 2 года обучения
- Рабочая программа по предмету Музыка 1 класс
- Рабочая программа по предмету Музыка 2 класс
- Рабочая программа по предмету Музыка 3 класс
- Рабочая программа по предмету Музыка 4 класс
- Рабочая программа по предмету Музыкально-ритмические занятия 1 дополнительного класса 2 года обучения
- Рабочая программа по предмету Музыкально-ритмические занятия 1 класс
- Рабочая программа по предмету Речевая практика 1 дополнительного класса 1 года обучения
- Рабочая программа по предмету Речевая практика 1 дополнительного класса 2 года обучения
- Рабочая программа по предмету Речевая практика 1 класс
- Рабочая программа по предмету Речевая практика 2 класс
- Рабочая программа по предмету Речевая практика 3 класс
- Рабочая программа по предмету Речевая практика 4 класс
- Рабочая программа по предмету Рисоваие 1 дополнительного класса 2 года обучения
- Рабочая программа по предмету Рисование 1 дополнительного класса 1 года обучения
- Рабочая программа по предмету Рисование 1 класс
- Рабочая программа по предмету Рисование 2 класс
- Рабочая программа по предмету Рисование 3 класс
- Рабочая программа по предмету Рисование 4 класс
- Рабочая программа по предмету Руский язык 3 класс
- Рабочая программа по предмету Русский язык 1 дополнительного класса 1 года обучения
- Рабочая программа по предмету Русский язык 1 дополнительного класса 2 года обучения
- Рабочая программа по предмету Русский язык 1 класс
- Рабочая программа по предмету Русский язык 2 класс
- Рабочая программа по предмету Русский язык 4 класс
- Рабочая программа по предмету Ручной труд 1 дополнительного класса 1 года обучения
- Рабочая программа по предмету Ручной труд 1 дополнительного класса 2 года обучения
- Рабочая программа по предмету Ручной труд 2 класс
- Рабочая программа по предмету Ручной труд 3 класс
- Рабочая программа по предмету Ручной труд 4 класс
- Рабочая программа по предмету Физическая культура 1 дополнительного класса 1 года обучения
- Рабочая программа по предмету Физическая культура 1 дополнительного класса 2 года обучения
- Рабочая программа по предмету Физическая культура 1 класс
- Рабочая программа по предмету Физическая культура 2 класс
- Рабочая программа по предмету Физическая культура 3 класс
- Рабочая программа по предмету Физическая культура 4 класс
- Рабочая программа по предмету Чтение 1 дополнительного класса 1 года обучения
- Рабочая программа по предмету Чтение 1 дополнительного класса 2 года обучения
- Рабочая программа по предмету Чтение 1 класс
- Рабочая программа по предмету Чтение 2 класс
- Рабочая программа по предмету Чтение 3 класс
- Рабочая программа по предмету Чтение 4 класс
- Рабочая программа по предмету Ручной труд 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности
- Рабочая программа внеурочной деятельности Зожики 1 дополнительные, 1-4 классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности Разговоры о важном 1 дополнительные, 1-4 классы
Коррекционная область, предусмотренная учебным планом, реализуется специалистами психолого-педагогического, логопедического и дефектологического сопровождения через коррекционно-развивающие программы, которые составлены на основании примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС НОО образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) (одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20), с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.