Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.4)
Наименование образовательной программы | Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.4) |
Уровень образования | Начальное общее образование |
Форма обучения | Очная |
Нормативный срок обучения | 6 лет |
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), общественной, профессионально-общественной аккредитации образовательной программы (при наличии общественной, профессионально-общественной аккредитации) | 23.12.2015-22.06.2024 Общественная, профессионально-общественная, аккредитация образовательной программы не проводилась |
Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование (обучение) | русский |
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные образовательной программой | Учебные предметы Речь и альтернативная коммуникация Математические представления Окружающий природный мир Человек Домоводство Окружающий социальный мир Музыка и движение Изобразительная деятельность Адаптивная физкультура Профильный труд Коррекционно-развивающие занятия: Логопедические занятия Коррекционные занятия Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие Сенсорное развитие Двигательное развитие Предметно-практические действия Коррекционно-развивающие занятия Внеурочная деятельность Трудовое направление «Мукосолька» Эстетическое направление «Волшебные ладошки» Физическое направление «ЗОЖики» Нравственное направление «Песочная терапия» |
Практика, предусмотренная образовательной программой | Не предусмотрена |
Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | Используется |
Описание образовательной программы | Адаптированная основная образовательная программа (АООП) начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) ― это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП начального общего образования обучающихся с РАС определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации. Основная образовательная программа начального общего образования детей с РАС состоит из двух частей: — обязательной части; — части, формируемой участниками образовательных отношений. Соотношение частей и их объем определяется ФГОС начального общего образования детей с РАС. В структуре примерной вариативной АООП НОО детей с РАС представлены: 1. Целевой раздел, включающий: — пояснительную записку, в которой раскрываются: цель реализации АООП; принципы и подходы к формированию АООП; общая характеристика АООП НОО; психолого-педагогическая характеристика обучающихся с РАС; особые образовательные потребности обучающихся с РАС; — планируемые результаты освоения обучающимися варианта адаптированной основной образовательной программы начального общего образования; — систему оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО. 2. Содержательный раздел, включающий: ― программу формирования универсальных (базовых) учебных действий; — программу отдельных учебных предметов; — программу духовно-нравственного развития обучающихся; — программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; — программу внеурочной деятельности; — направления и содержание программы коррекционной работы. 3. Организационный раздел, содержащий: — учебный план; — систему специальных условий реализации АООП НОО обучающихся с РАС (кадровые, финансовые, материально-технические условия). В основу разработки АООП НОО обучающихся с РАС заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра направлена на овладение обучающимися учебной деятельностью и формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО. Вариант 8.4 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (два первые подготовительные, 1 — 4 классы). В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант АООН предполагает постепенное включение детей в образовательный процесс за счет организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет. На основе данного варианта разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (СИПР), учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося. |
Информация об учебном плане | Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4.) может включать как один, так и несколько учебных планов. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая образовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный план (ИУП), содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы. Использование ИУП позволяет формировать учебную нагрузку гибко, с учетом индивидуальных возможностей и образовательных потребностей ребёнка, избегая перегрузки обучающихся. Общий объём нагрузки, включенной в ИУП, не может превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП образования определяет МБОУ ОШ № 2 города Тюмени, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений МБОУ ОШ № 2. Обязательная часть включает семь образовательных областей: «Язык и речевая практика», «Математика», «Естествознание», «Человек», «Искусство», «Физическая культура», «Технологии», «Коррекционно-развивающие занятия», представленных десятью учебными предметами, и коррекционно-развивающие занятия (логопедические занятия). Часть, формируемая участниками образовательных отношений МБОУ ОШ № 2, включает коррекционные курсы и внеурочные мероприятия. Коррекционные курсы («Сенсорное развитие», «Предметно-практические действия», «Двигательное развитие», «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие», «Коррекционно-развивающие занятия») реализуются, как правило, в форме индивидуальных занятий. Выбор дисциплин коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется МБОУ ОШ №2 города Тюмени самостоятельно, исходя из особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии/ консилиума и индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида. В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность («Мукосолька», «Волшебные ладошки», «ЗОЖики», «Песочная терапия»), которая направлена на развитие личности обучающегося средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом. Организация внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. |
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы) | Аннотация к рабочим программам представляет собой краткую характеристику документа, которая дается в произвольной форме, отражает содержание, назначение, формы, виды и особенности программы. |
Информация о календарном учебном графике | Календарный учебный график является составной частью образовательной программы МБОУ ОШ №2 города Тюмени, осуществляющей образовательную деятельность. Календарный учебный график определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года. Календарный учебный график содержит следующую информацию: -сроки начала и окончания учебного года, -продолжительность учебного года в 1-х классах (33 недели), во 2-х — 9-х классах (34 недели). -регламентирование образовательного процесса на учебный год -сроки проведения промежуточной аттестации |
Информация о методических и иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса | Не разработаны |
Информация о численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами | 0 обучающихся, являющихся иностранными гражданами |
Аннотации
- Аннотация к рабочим программам по предмету Адаптивная физкультура
- Аннотация к рабочим программам по предмету Домоводство
- Аннотация к рабочим программам по предмету Изобразительная деятельность
- Аннотация к рабочим программам по предмету Коррекционно-развивающие занятия
- Аннотация к рабочим программам по предмету Математические представления
- Аннотация к рабочим программам по предмету Музыка и движение
- Аннотация к рабочим программам по предмету Окружающий природный мир
- Аннотация к рабочим программам по предмету Окружающий социальный мир
- Аннотация к рабочим программам по предмету Профильный труд
- Аннотация к рабочим программам по предмету Речь и альтернативная коммуникация
- Аннотация к рабочим программам по предмету Человек
Рабочие программы
- Рабочая программа по предмету Адаптивная физкультура
- Рабочая программа по предмету Домоводство
- Рабочая программа по предмету Изобразительная деятельность
- Рабочая программа по предмету Коррекционно-развивающие занятия
- Рабочая программа по предмету Математические представления
- Рабочая программа по предмету Музыка и движение
- Рабочая программа по предмету Окружающий природный мир
- Рабочая программа по предмету Окружающий социальный мир
- Рабочая программа по предмету Профильный труд
- Рабочая программа по предмету Речь и альтернативная коммуникация
- Рабочая программа по предмету Человек
Рабочие программы внеурочной деятельности
- Рабочая программа внеурочной деятельности Здоровейка 1 дополнительный, 1-6 классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности Разговоры о важном 1 дополнительный, 1-6 классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности Я познаю мир 1 дополнительный, 1-6 классы
Коррекционная область, предусмотренная учебным планом, реализуется специалистами психолого-педагогического, логопедического и дефектологического сопровождения через коррекционно-развивающие программы, которые составлены на основании примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС НОО образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4) (одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20), с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.