Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.4)

Наименование образовательной программы
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.4) 
Форма обучения
Очная 
Нормативный срок обучения
6 лет 
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), общественной, профессионально-общественной аккредитации образовательной программы (при наличии общественной, профессионально-общественной аккредитации)
23.12.2015-22.06.2024 Общественная, профессионально-общественная, аккредитация образовательной программы не проводилась
Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование (обучение)
Русский
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные образовательной программой
Учебные предметы  Речь и альтернативная коммуникация Математические представления Окружающий природный мир Человек Домоводство Окружающий социальный мир Музыка и движение Изобразительная деятельность Адаптивная физкультура Профильный труд Коррекционно-развивающие занятия: Логопедические занятия Коррекционные занятия Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие  Сенсорное развитие                                          Двигательное развитие Предметно-практические действия                 Коррекционно-развивающие занятия Внеурочная деятельность Трудовое направление «Мукосолька» Эстетическое направление «Волшебные ладошки» Физическое направление «ЗОЖики» Нравственное направление «Песочная терапия»
Практика, предусмотренная образовательной программой
Не предусмотрена
Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологийИспользуется 
Описание образовательной программы 

Адаптированная основная образовательная программа (АООП) начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) ― это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.  АООП начального общего образования обучающихся с РАС определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации. Основная образовательная программа начального общего образования детей с РАС состоит из двух частей: — обязательной части; — части, формируемой участниками образовательных отношений. Соотношение частей и их объем определяется ФГОС начального общего образования детей с РАС. В структуре примерной вариативной АООП НОО детей с РАС представлены: 1. Целевой раздел, включающий:  — пояснительную записку, в которой раскрываются:  цель реализации АООП;  принципы и подходы к формированию АООП; общая характеристика АООП НОО; психолого-педагогическая характеристика обучающихся с РАС; особые образовательные потребности обучающихся с РАС;   — планируемые результаты освоения обучающимися варианта адаптированной основной образовательной программы начального общего образования; — систему оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО. 2. Содержательный раздел, включающий:  ― программу формирования универсальных (базовых) учебных действий; — программу отдельных учебных предметов; — программу духовно-нравственного развития обучающихся; — программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; — программу внеурочной деятельности; — направления и содержание программы коррекционной работы. 3. Организационный раздел, содержащий: — учебный план; — систему  специальных условий реализации АООП НОО обучающихся с РАС (кадровые, финансовые, материально-технические условия). В основу разработки АООП НОО обучающихся с РАС заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования  обучающихся с расстройствами аутистического спектра направлена на овладение обучающимися учебной деятельностью и формирование у них общей культуры, обеспечивающей                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое),  в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО.  Вариант 8.4 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными  умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья,  в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (два первые подготовительные, 1 — 4 классы). В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант АООН предполагает постепенное включение детей в образовательный процесс за счет организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет.  На основе данного варианта разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (СИПР), учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося.
Информация об учебном плане

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4.) может включать как один, так и несколько учебных планов. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая образовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный план (ИУП), содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы. Использование ИУП позволяет формировать учебную нагрузку гибко, с учетом индивидуальных возможностей и образовательных потребностей ребёнка, избегая перегрузки обучающихся. Общий объём нагрузки, включенной в ИУП, не может превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП образования определяет МБОУ ОШ № 2 города Тюмени, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида.  Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений МБОУ ОШ № 2. Обязательная часть включает семь образовательных областей: «Язык и речевая практика», «Математика», «Естествознание», «Человек», «Искусство», «Физическая культура», «Технологии», «Коррекционно-развивающие занятия», представленных десятью учебными предметами, и коррекционно-развивающие занятия (логопедические занятия).  Часть, формируемая участниками образовательных отношений МБОУ ОШ № 2, включает коррекционные курсы и внеурочные мероприятия. Коррекционные курсы («Сенсорное развитие», «Предметно-практические действия», «Двигательное развитие», «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие», «Коррекционно-развивающие занятия») реализуются, как правило, в форме индивидуальных занятий. Выбор дисциплин коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется МБОУ ОШ №2 города Тюмени самостоятельно, исходя из особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии/ консилиума и индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.  В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность («Мукосолька», «Волшебные ладошки», «ЗОЖики», «Песочная терапия»), которая направлена на развитие личности обучающегося средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом. Организация внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы)
Аннотация к рабочим программам представляет собой краткую характеристику документа, которая дается в произвольной форме, отражает содержание, назначение, формы, виды и особенности программы.
Информация о календарном учебном графике
Календарный учебный график является составной частью образовательной программы МБОУ ОШ №2 города Тюмени, осуществляющей образовательную деятельность.  Календарный учебный график определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года.  Календарный учебный график содержит следующую информацию: -сроки начала и окончания учебного года, -продолжительность учебного года в 1-х классах (33 недели), во 2-х — 9-х классах (34 недели). -регламентирование образовательного процесса на учебный год  -сроки проведения промежуточной аттестации 
Информация о методических и иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса
Не разработаны

АООП Вариант 8.4


Аннотации

1. Аннотация РП Адаптивная физкультура

2. Аннотация РП Домоводство

3. Аннотация РП Изобразительная деятельность

4. Аннотация РП Логоритмика

5. Аннотация РП Математические представления

6. Аннотация РП Музыка и движение

7. Аннотация РП Окружающий природный мир

8. Аннотация РП Окружающий социальный мир

9. Аннотация РП Профильный труд

10. Аннотация РП Речь и АК

11. Аннотация РП Человек

12. Аннотация РП КК ДР

13. Аннотация РП КК КРЗ

14. Аннотация РП КК ППД

15. Аннотация РП КК СР

16. Аннотация РП КК ЭКРР

Рабочие программы

1. РП Адаптивная физкультура

2. РП Домоводство

3. РП Изобразительная деятельность

4. РП Логоритмика

5. РП Математические представления

6. РП Музыка и движение

7. РП Окружающий природный мир

8. РП Окружающий социальный мир

9. РП Профильный труд

10. РП Речь и АК

11. РП Человек

12. РП КК ДР

13. РП КК КРЗ

14. РП КК ППД

15. РП КК СР

16. РП КК ЭКРР