Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.4)

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.4) 

Наименование образовательной программы
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.4) 
Уровень образованияНачальное общее образование
Форма обучения
Очная
Нормативный срок обучения6 лет
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), общественной, профессионально-общественной аккредитации образовательной программы (при наличии общественной, профессионально-общественной аккредитации)23.12.2015-22.06.2024 Общественная, профессионально-общественная, аккредитация образовательной программы не проводилась
Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование (обучение)русский
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные образовательной программой
Учебные предметы  Речь и альтернативная коммуникация Математические представления Окружающий природный мир Человек Домоводство Окружающий социальный мир Музыка и движение Изобразительная деятельность Адаптивная физкультура Профильный труд Коррекционно-развивающие занятия: Логопедические занятия Коррекционные занятия Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие  Сенсорное развитие                                          Двигательное развитие Предметно-практические действия                 Коррекционно-развивающие занятия Внеурочная деятельность Трудовое направление «Мукосолька» Эстетическое направление «Волшебные ладошки» Физическое направление «ЗОЖики» Нравственное направление «Песочная терапия»
Практика, предусмотренная образовательной программойНе предусмотрена
Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологийИспользуется 
Описание образовательной программы 

Адаптированная основная образовательная программа (АООП) начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) ― это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.  АООП начального общего образования обучающихся с РАС определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации. Основная образовательная программа начального общего образования детей с РАС состоит из двух частей: — обязательной части; — части, формируемой участниками образовательных отношений. Соотношение частей и их объем определяется ФГОС начального общего образования детей с РАС. В структуре примерной вариативной АООП НОО детей с РАС представлены: 1. Целевой раздел, включающий:  — пояснительную записку, в которой раскрываются:  цель реализации АООП;  принципы и подходы к формированию АООП; общая характеристика АООП НОО; психолого-педагогическая характеристика обучающихся с РАС; особые образовательные потребности обучающихся с РАС;   — планируемые результаты освоения обучающимися варианта адаптированной основной образовательной программы начального общего образования; — систему оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО. 2. Содержательный раздел, включающий:  ― программу формирования универсальных (базовых) учебных действий; — программу отдельных учебных предметов; — программу духовно-нравственного развития обучающихся; — программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; — программу внеурочной деятельности; — направления и содержание программы коррекционной работы. 3. Организационный раздел, содержащий: — учебный план; — систему  специальных условий реализации АООП НОО обучающихся с РАС (кадровые, финансовые, материально-технические условия). В основу разработки АООП НОО обучающихся с РАС заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования  обучающихся с расстройствами аутистического спектра направлена на овладение обучающимися учебной деятельностью и формирование у них общей культуры, обеспечивающей  разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое),  в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО.  Вариант 8.4 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными  умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья,  в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (два первые подготовительные, 1 — 4 классы). В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант АООН предполагает постепенное включение детей в образовательный процесс за счет организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет.  На основе данного варианта разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (СИПР), учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося.                                  
Информация об учебном плане

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4.) может включать как один, так и несколько учебных планов. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая образовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный план (ИУП), содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы. Использование ИУП позволяет формировать учебную нагрузку гибко, с учетом индивидуальных возможностей и образовательных потребностей ребёнка, избегая перегрузки обучающихся. Общий объём нагрузки, включенной в ИУП, не может превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП образования определяет МБОУ ОШ № 2 города Тюмени, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида.  Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений МБОУ ОШ № 2. Обязательная часть включает семь образовательных областей: «Язык и речевая практика», «Математика», «Естествознание», «Человек», «Искусство», «Физическая культура», «Технологии», «Коррекционно-развивающие занятия», представленных десятью учебными предметами, и коррекционно-развивающие занятия (логопедические занятия).  Часть, формируемая участниками образовательных отношений МБОУ ОШ № 2, включает коррекционные курсы и внеурочные мероприятия. Коррекционные курсы («Сенсорное развитие», «Предметно-практические действия», «Двигательное развитие», «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие», «Коррекционно-развивающие занятия») реализуются, как правило, в форме индивидуальных занятий. Выбор дисциплин коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется МБОУ ОШ №2 города Тюмени самостоятельно, исходя из особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии/ консилиума и индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.  В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность («Мукосолька», «Волшебные ладошки», «ЗОЖики», «Песочная терапия»), которая направлена на развитие личности обучающегося средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом. Организация внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы)Аннотация к рабочим программам представляет собой краткую характеристику документа, которая дается в произвольной форме, отражает содержание, назначение, формы, виды и особенности программы.
Информация о календарном учебном графике
Календарный учебный график является составной частью образовательной программы МБОУ ОШ №2 города Тюмени, осуществляющей образовательную деятельность.  Календарный учебный график определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года.  Календарный учебный график содержит следующую информацию: -сроки начала и окончания учебного года, -продолжительность учебного года в 1-х классах (33 недели), во 2-х — 9-х классах (34 недели). -регламентирование образовательного процесса на учебный год  -сроки проведения промежуточной аттестации 
Информация о методических и иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процессаНе разработаны 
Информация о численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами0 обучающихся, являющихся иностранными гражданами

АООП Вариант 8.4


Аннотации

Рабочие программы

Рабочие программы внеурочной деятельности

Коррекционная область, предусмотренная учебным планом, реализуется специалистами психолого-педагогического, логопедического и дефектологического сопровождения через коррекционно-развивающие программы, которые составлены на основании примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС НОО образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4) (одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20), с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.