Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тотальными множественными нарушениями развития (вариант 8.4)

Наименование образовательной программы
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тотальными множественными нарушениями развития (вариант 8.4) 
Уровень образованияНачальное общее образование  
Форма обучения
Очная
Нормативный срок обучения
6 лет
Государственная аккредитация образовательной программы (при наличии), общественная, профессионально-общественная аккредитация образовательной программы (при наличии), срок их действияБессрочно  Общественная, профессионально-общественная, аккредитация образовательной программы не проводилась
Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование (обучение)
русский
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные образовательной программой
Речь и альтернативная коммуникация 
Математические представления 
Окружающий природный мир 
Человек 
Домоводство 
Окружающий социальный мир 
Музыка и движение 
Изобразительная деятельность 
Адаптивная физкультура 
Профильный труд (2-4 классы)
Коррекционные курсы «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие»
Коррекционные курсы «Сенсорное развитие» 
Коррекционные курсы «Предметно-практические действия» 
Коррекционные курсы «Двигательное развитие» 
Коррекционные курсы «Коррекционно-развивающие занятия» 
Внеурочная деятельность «Разговоры о важном»
Внеурочная деятельность «Деятельность по развитию навыков самообслуживания и независимости в быту» 
Практика, предусмотренная образовательной программой
Не предусмотрено 
Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологийПри реализации образовательной программы используется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
Описание образовательной программы 

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.4) (далее — АООП НОО (вариант 8.4) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35847), федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 N 72654).  Содержание АООП НОО (вариант 8.4) представлено учебно-методической документацией (учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы), определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования уровня начального общего образования, планируемые результаты освоения образовательной программы. АООП НОО (вариант 8.4) разработана с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся конкретной нозологической группы и обеспечивает освоение содержания образования, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО (вариант 8.4) обучающихся, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации, абилитации инвалида (далее — ИПРА) в части создания специальных условий получения образования и обеспечения психолого-педагогической помощи, в том числе психолого-педагогической реабилитации и абилитации. АООП НОО (вариант 8.4) включает три раздела: целевой, содержательный, организационный: Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО (вариант 8.4), а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел АООП НОО (вариант 8.4) включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО (вариант 8.4); систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 8.4). Содержательный раздел АООП НОО (вариант 8.4) включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов: рабочие программы учебных предметов; программу коррекционной работы; рабочую программу воспитания. Рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 8.4) и разработаны на основе требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к результатам освоения программы начального общего образования. Рабочая программа воспитания направлена на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Организационный раздел АООП НОО (вариант 8.4) определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации программы начального общего образования и включает: учебный план; календарный учебный график; календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся образовательной организацией или в которых образовательная организация принимает участие в учебном году или периоде обучения
Информация об учебном плане

Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционно-развивающей области, внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС обучающихся с ОВЗ, АООП НОО для обучающихся с РАС и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. Учебный план обеспечивает возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном языке, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО для обучающихся с РАС, и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования: формирование гордости за свою страну, приобщение к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; готовность обучающихся с РАС, имеющих умеренную, тяжелую и глубокую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), ТМНР, к продолжению образования в последующие годы; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося с РАС в соответствии с его индивидуальностью; минимизацию негативного влияния нарушений на развитие обучающегося и профилактику возникновения вторичных отклонений. Образовательная организация самостоятельна в выборе видов деятельности по каждому предмету, курсу коррекционно-развивающей области (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии). Обязательная часть содержит перечень учебных предметов. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, включает: факультативные курсы, обеспечивающие реализацию индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся с РАС; внеурочную деятельность, реализующуюся посредством таких направлений работы как духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное и, обеспечивающую личностное развитие обучающихся с РАС; коррекционно-развивающую область, коррекционные курсы которой направлены на минимизацию негативного влияния РАС на результат обучения и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии. Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы: «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие», «Сенсорное развитие», «Двигательное развитие», «Предметно-практические действия», «Коррекционно-развивающие занятия». Образовательная организация вправе самостоятельно определять технологии, способы организации деятельности обучающихся в процессе освоения курсов коррекционно-развивающей области. Часы коррекционно-развивающей области не входят в предельно допустимую учебную нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-образовательную область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований). Набор учебных предметов, их соотношение по годам обучения предусматривает оптимальную нагрузку обучающихся на каждом году обучения, обеспечивает качественное усвоение учебных предметов. Расписание уроков составляется отдельно для обязательной, внеурочной деятельности (в том числе коррекционно-развивающей области). Между последним уроком и началом внеурочной деятельности рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут. Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционно-образовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) и определяется приказом образовательной организации (пункт 3.4.16. Санитарно-эпидемиологических требований)
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы)
Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности Деятельность по развитию навыков самообсл. и незав.в быту
Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности Разговоры о важном
Аннотация к рабочим программам по коррекционным курсам Двигательное развитие
Аннотация к рабочим программам по коррекционным курсам Предметно-практические действия
Аннотация к рабочим программам по коррекционным курсам Сенсорное развитие
Аннотация к рабочим программам по коррекционным курсам Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие
Аннотация к рабочим программам по предмету Адаптивная физкультура
Аннотация к рабочим программам по предмету Домоводство
Аннотация к рабочим программам по предмету Изобразительная деятельность
Аннотация к рабочим программам по предмету Коррекционно-развивающие занятия
Аннотация к рабочим программам по предмету Математические представления
Аннотация к рабочим программам по предмету Музыка и движение
Аннотация к рабочим программам по предмету Окружающий природный мир
Аннотация к рабочим программам по предмету Окружающий социальный мир
Аннотация к рабочим программам по предмету Профильный труд
Аннотация к рабочим программам по предмету Речь и альтернативная коммуникация
Аннотация к рабочим программам по предмету Человек
Информация о календарном учебном графике
Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям. Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по 5-дневной учебной неделе, в субботу возможна организация и проведение занятий в рамках внеурочной деятельности. Продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет 34 недели, в 1 дополнительном и 1 классе — 33 недели. С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней. Продолжительность учебных четвертей составляет: 1 четверть — 8 учебных недель (для 1 дополнительных и 1 — 4 классов); 2 четверть — 8 учебных недель (для 1 дополнительных и 1 — 4 классов); 3 четверть — 10 учебных недель (для 2 — 4 классов), 9 учебных недель (для 1 дополнительных и 1 классов); 4 четверть — 8 учебных недель (для 1 дополнительных и 1 — 4 классов). Продолжительность каникул составляет: по окончании 1 четверти (осенние каникулы) — 9 календарных дней (для 1 дополнительных и 1 — 4 классов); по окончании 2 четверти (зимние каникулы) — 9 календарных дней (для 1 дополнительных и 1 — 4 классов); дополнительные каникулы — 9 календарных дней (для 1 дополнительных и 1 классов); по окончании 3 четверти (весенние каникулы) — 9 календарных дней (для 1 дополнительных и 1 — 4 классов); по окончании учебного года (летние каникулы) — не менее 8 недель. Продолжительность урока не должна превышать 40 минут. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 урока) — 20 — 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая. Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной Гигиеническими нормативами. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся 1-х дополнительных и 1-х классов — не должен превышать 4 уроков и один раз в неделю — 5 уроков, за счет урока физической культуры; для обучающихся 2 — 4 классов — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры. Обучение в 1 дополнительном и 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену, обучение в первом полугодии: в сентябре — октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре — декабре — по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе — мае — по 4 урока в день по 40 минут каждый; в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут; предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров). Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не позднее 19 часов. Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования запланированы на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо организовывать перерыв продолжительностью не менее 20 минут. Календарный учебный график реализации образовательной программы составляется образовательной организацией самостоятельно с учетом требований действующих санитарных правил и мнения участников образовательных отношений и определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года. Календарный учебный график ориентирован на четвертную систему организации учебного года
Информация о методических и иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса
Отсутствует 
Информация о численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами0 чел.

Выписка из государственной информационной системы «Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам»

АООП НОО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.4)

Рабочие программы внеурочной деятельности

Рабочие программы

Коррекционная область, предусмотренная учебным планом, реализуется специалистами психолого-педагогического, логопедического и дефектологического сопровождения через коррекционно-развивающие программы, которые составлены на основании примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС НОО образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4) (одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20), с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.